Сказки

Две статьи о мудрости сказок

Почему везет Иванушке-дурачку
Мудрость наших предков

В школе нам всем внушали прописную истину: «Учитесь хорошо, и все в жизни получится — поступите в престижный вуз, найдете приличную работу, создадите благополучную семью». Но даже следуя наставлениям педагогов, мы не всегда получаем желаемый результат. Не все, кто был отличником в школе, поступают в институты, да и те, кто получил диплом выпускника престижного вуза, не всегда находят работу по душе. По мнению кандидата филологических наук, автора ряда книг по проблемам психологии культуры Марины КНЯЗЕВОЙ, все происходит так, потому что мы не умеем пользоваться своей интуицей.

Еще К. Юнг, — говорит Марина Леонидовна, — доказал, что человеческое сознание оперирует сложнейшими математическими категориями. Эти законы мироздания наши предки облекали в форму мифов, пословиц, обрядов, сказок, таким способом передавая нам свою мудрость. Наш славянский язык содержит два близких по смыслу слова: знать и ведать. Знание — это то, чему нас учат в школе: законы физики, математические формулы и т. д. А вот как устроить свою судьбу, можно только ведать. Люди, жившие до нас три-четыре тысячи лет назад, не обладали научными инструментами для познания мира, но при этом умели лечить болезни или предсказывать судьбу. Предсказание — это ведь не просто взятая с потолка схема жизненных коллизий.

— Коль уж мы затронули тему сказок, может быть, вы скажете и о том, почему нашим национальным героем является Иванушка-дурачок?
— Кто такой дурак в наших сказках? Это человек, который ведет себя не по заранее составленному плану, а доверяется течению жизни. Сама жизнь выносит его на хорошую долю. Умный сын ставит себе прагматичную цель — разбогатеть. Он идет железными шагами к богатству и попадает впросак. И так происходит не в какой-то одной русской сказке, а в большинстве. Поэтому здесь можно говорить об архетипе, который помогает человеку выживать. Я недавно закончила работу над двумя, учебниками для первого и пятого классов средней школы. Первый называется «Азбука искусств», а второй — «Мы рисуем портрет». В этих книгах я учу человека не знать, а ведать, учу ребенка творческой самореализации.

— Чем конкретно может помочь знание древней культуры (тех же славян) современному человеку?
— Мы разучились искать в самих себе жизненные силы. Вместо того чтобы лечиться музыкой, запахом, взглядом, мы травим себя химией. Нам страшно и неуютно в своих квартирах только потому, что нарушены связи с окружающим миром. Человек идет своим прагматическим маршрутом, делая себе карьеру. Какое-то время он получает удовлетворение. Но едва он достигает какого-то уровня, внезапно устает, оглядывается вокруг: «Ау!» Никого рядом нет. Тут же начинается сильнейшая депрессия — профессиональная болезнь крупных бизнесменов.

— В таком случае мы должны отказаться от многих достижений цивилизации: компьютеров, телевизоров, телефонов. Отобрать у детей телевизионные игровые приставки и дать им взамен «деревянные игрушки»…
— Я не сторонница таких радикальных мер. Но опыт показывает, что, если мы даем ребенку изобильную среду, в которой уже есть готовая программа, он становится рабом цивилизации, потребителем. Императорская фамилия хотя и была обеспеченной, но старалась держать детей в рамках чуть ли не крестьянской воспитательной системы. Фантазия — это и есть универсальный способ контакта с миром и его познания. Чем проще сама игрушка, тем больше она заставляет ребенка фантазировать, вести себя естественно: кричать, прыгать и т. д.

— Но ведь многие родители частенько наказывают своих детей за крики, за шум, который они создают.
— Человек, как и любое животное, через крик гармонизирует свое внутреннее состояние. Haш взрослый современник, живущий в городских условиях, может кричать, прыгать только в лесу, на стадионе или где-то во время рок-концерта. Нынешняя рок-культура по сути своей состоит из языческих ритуалов. Стадион — это почти точная реконструкция древнего молельного места, где устанавливались изваяния кумиров, которым молились, запаливая огромные костры (сейчас — световые эффекты). В это время шаманы под ритмические мелодии начинали совершать телодвижения, которые должна была повторять вся масса людей. Постепенно втягиваясь в действие, человек забывал о своей повседневной жизни. Проводя таким образом два часа, он выходил с освобожденной от жизненного осадка психикой.

— Как же отличить: благотворно влияет на психику та или иная музыка, фильм или спектакль или, наоборот, оказывает разрушающее действие?
— Чего желали друг другу люди старой русской культуры? Мира и покоя в душе. Если то, что вы получаете от искусства, приводит вас к покою, то, значит, это ваше искусство. По этой причине я принципиально не смотрю боевиков. Просмотр этих фильмов разрушает внутренний мир. Еще одна очень страшная вещь — это диснеевские мультфильмы. Они носят провокационный характер по отношению к ребенку, так как проповедуют культ накопительства, индивидуализма и жадности. Особенно показателен в этом смысле дядюшка Скрудж из сериала «Утиные истории».

— Но ведь у наших мультипликаторов тоже существуют антигерои. А в русских сказках полно злых персонажей, начиная от Бабы Яги и кончая Змеем Горынычем и Лешим…
— Если взять тот же сериал «Ну, погоди!», то он сделан более изящно, мягко, на полутонах. В нем больше комического, и в философском плане он менее примитивен, чем любой диснеевский мультфильм. Американская массовая продукция рассчитана, грубо говоря, на лавочника с неразвитым сознанием. Все наши отрицательные персонажи из сказок имеют свою историю, и многие из них раньше были добрыми героями. Змей Горыныч — это позднее воплощение языческого бога Велеса, который отвечал за подземное царство. Баба Яга -прародительница, хранительница рода. Русалки были раньше очень добрыми существами и назывались берегинями (от слова берег). Они помогали человеку выплыть, если он тонул. Когда произошло крещение Руси, Церковь стала бороться с язычеством, и эти герои поменяли знак с положительного на отрицательный. Произошел процесс демони-зации этих персонажей.

Владимир Полупанов
г. «Аргументы и факты» 17/1995 c. 12

Сказка — ложь?

Сказок было миллиарды, но до пас дошло лишь то количество, которое прошло проверку этноса. Если сказка две тысячи лет шла по дорогам, от деревни к деревне, передаваясь из уст в уста, и доима до нас, значит, она несет в себе самое глубокое знание. Почему русский царь всегда немощен и глуп? Какой путь избрать витязю на распутье, чтобы стать победителем? На эти вопросы отвечает специалист по психологии культуры Марина Князева.

ПОЧЕМУ РУССКИЙ ЦАРЬ В СКАЗКАХ ВСЕГДА НЕМОЩЁН И ГЛУП?

Этим сказка поднимает такой вопрос, как самостоятельность человека. А царь зависим от своих подданных, поэтому его все обманывают. Глупый царь -инфантилен. Как капризный ребенок, он жесток, недалек и совершает нелепые поступки. Он хочет жениться на девице-красе, хочет омолодиться, но сначала заставляет Ивана искупаться в котле с кипящей водой. Иван выходит красавцем, а царь сваривается. Потому что Иван прошел все трудности, которые его психически закалили, и кипяток ему нипочем. А царь погибает, потому что сказка не любит инфантильных.

В другой сказке царь наказан тем, что его дочь — царевна. Несмеяна. Почему? Эта депрессивная девушка — признак наследственного вырождения всех великих царских родов мира. Почему Иван вылечивает Несмеяну? Здесь получается такой обмен — не Иван получает в награду царство и невесту, а царь получает в награду здоровые народные гены. И этот брак спасает царскую семью от вырождения, а страну -от смуты.

Исторические параллели с русской историей слишком прямые.
В России практически не было здоровых царей. Россия ломает людей: эта страна несоизмерима с единичной человеческой волей.
Непосильно управлять этой страной одному.

КАКАЯ СКАЗКА АКТУАЛЬНА СЕГОДНЯ?

Сказка о правде и кривде, где два мужика поспорили о том, как правильно жить. Сначала, как водится, соцопрос на дороге. Купец: «Не обманешь — не продашь», поп по правде тоже прожить не может. Потом в путь-дорогу отправились. Тот мужик, что по кривде живет, чего-нибудь да и промыслит — то хлебца, то сальца, А правдоискатель — голодный: «Дай кусочек — я тебе все что хочешь отдам». Кривдоискатель компаньона дал и глаз выбил, позже он так же и второго глаза лишил. Засмеялся и бросил мужика на дороге. Так он доказал правоту кривды — мы в России сейчас находимся в этой точке.

Дальше мужик ползет в лес, встречает старика, который помогает ему прозреть, и указывает дерево, на котором собираются духи. Под этим деревом правдоискатель узнает, как вылечить царскую дочь: надо принести икону Смоленской Божьей Матери, которая у одного купца на воротах висит. Наш мужик идет к купцу, честно за три года отрабатывает эту икону, вылечивает дочь, женится, становится царем. Едет он однажды в своей царской карете и видит своего соседа -кривдоискателя. Он так же беден и работает на том же поле. Наш мужик рассказывает ему свою историю. Тот бежит под то же дерево, где духи и разрывают его на части.

Мораль: по лжи можно просуществовать, но на низком уровне, для того же чтобы получить суперприз, надо большое страдание претерпеть и сохранить верность своим убеждениям.
Россия сегодня, как витязь- на распутье: налево пойдешь — вернешься в советское прошлое, прямо — пойдешь по колониальному пути развития, направо — станешь самобытной державой. И при этом выборе нельзя забывать народную мудрость сказки: чем страшнее выбор, чем больше ты готов отдать, тем больше выигрыш.

Света Кузина.
г. «Комсомольская правда» 07.03.1997 с. 17