Что такое АЙКИДО ?

Много полезного.

Продолжение. Начало см. в № 2.

Наиболее часто используемое в Айкидо слово — Ки. Ки — весьма подходящее слово, потому что оно имеет как глубокое значение, связанное с природой, так и значение облегченное, используемое в повседневной жизни. Очень трудно определить Ки и еще более затруднительно точно перевести это слово. Поэтому в объяснениях принципов Айкидо обычно используется именно слово Ки, а не варианты его перевода(*).

Восточная мысль утверждает, что сначала был хаос. Если мы спросим, что было там до этого, мы можем ответить только, что там ничего не было. Однако мы знаем, что нечто не может возникнуть из ничего. Мы должны заключить, что, несмотря на кажущееся отсутствие там чего бы то ни было, там все же должны были бы быть признаки присутствия чего-либо такого, из чего затем возникло бы все сущее. Пыль хаоса постепенно оседала, образуя Солнце, Землю, Луну и звезды. На земле элементы объединились, став минералами, животными и растениями. Хаотическое состояние до того, как Вселенная обрела форму, мы и называем Ки.

Сама Ки не имеет ни начала, ни конца, не растет и не уменьшается. Хотя форма ее изменялась, сама Ки не менялась никогда. Все великое множество вещей, которое мы видим вокруг, сделано из Ки, и когда предметы утратят свою форму, их элементы вернутся в Ки. В зависимости от того, во что мы верим, мы называем то, что дает начало миру, Богом, или Буддой, или Акуа, или каким-либо другим именем.

Само название «Айкидо» означает метод взаимодействия с Ки, и в повседневной практике Айкидо такие выражения, как «Посылай свою Ки», «Веди Ки своего противника», «Не загоняй Ки внутрь», «Не прерывай течения Ки», используются постоянно.

Возьмем кусочек какого-либо вещества и разделим его на два. Продолжим деление частей пополам. Теоретически вы можете продолжать этот процесс и никогда не достигнуть нуля. Всегда будет что рассечь пополам. 0*1 равно 0. Также и 0*100 равно 0. Если вы достигнете нуля, то уже не будет способа вернуться к вашей исходной единице. Но покуда есть такие субмикроскопические частицы материи, когда почти, но не совсем ничего нет, существует возможность соединения этих частиц в виде Кое-Чего. Если мы допускаем такой ход рассуждений, то мы можем принять теорию о том, что небо и земля образовались из бесконечности соединившихся одна с другой бесконечно малых частиц материи.

Откуда взялся человек? Он был рожден родителями — людьми. Если бы мы продолжали спрашивать: «А перед тем?», «А до этого?», мы пришли бы к заключению, что человек тоже есть часть созидательного процесса всеобщего, бесконечного слияния воедино бесконечно малых частиц материи.

Итак, мы называем это состояние Ки. И небеса, и земля, и человек, и все вещества любых разновидностей были рождены Ки и возвращаются в Ки. Но даже если они и не возвращаются к Ки в настоящий момент, они все же являются частью всеобщей Ки. Мы можем сказать, что человек сам есть масса Ки, окруженная его телом. Но это то же самое, как если бы человек в океане окружил воду руками и сказал: «Это моя вода». Поскольку вода действительно окружена его руками, он может быть прав относительно его собственности на воду, однако с точки зрения воды она всегда находится в состоянии жидкости и она — вода океана. Человек может утверждать, что он руковоI дит своей собственной жизнью, только хорошо бы ему помнить, что его жизнь есть часть всеобщей жизни.

Только тогда, когда эта истина действительно становится частью сознательного существования человека, он может утвердиться в единстве со всеобщей Ки, и тогда только достигнет он той вечной жизни, что лежит вне смертной жизни и смерти.

Покуда человек жив, он должен продолжать воспринимать всеобщую Ки в плавном, вечнотекущем потоке. Когда Ки течет плавно, вы чувствуете себя бодрым и сильным. Когда течение ее затрудняется, вы начинаете чувствовать себя нездоровым, даже больным. Если же Ки начинает прогрессивно замедлять свое течение и в конце концов прекращается совсем, тело встречает смерть и разрушение.
Тот, кто живет, воспринимая всеобщую Ки, может улучшить поток Ки, если будет выпускать Ки из себя во Вселенную. Постоянно поддерживайте приток и исток Ки. В Айкидо, тренируя излияние Ки при каждом упражнении, никогда не направляют поток внутрь и не останавливают его течения. Всякий раз давайте вашей Ки вытекать свободно, и вы не только будете активны, но и улучшите свое здоровье, будете чувствовать себя бодрым и станете сильнее.

Как же породить в себе Ки? Или, иначе говоря, как выявить свою Ки?

Поскольку чья-то собственная Ки есть часть всеобщей Ки, нужно только дать Природе избрать ее собственный курс и разрешить Ки течь постоянно внутрь и наружу, так, чтобы чья-либо Ки соединялась со всеобщей Ки. Эти слова просты, но для всех нас стало так привычно останавливать нашу Ки или вливать ее внутрь, что крайне трудно дать Природе действовать в ее истинном направлении. Становится необходимым изменить наш образ жизни так, чтобы мы все время были способны изливать Ки по своей воле.

Вот один способ изливать вашу Ки.

Предположим, что некто А, сжимая кулак, направляет силу в свою руку и слегка сгибает локоть. Б использует обе руки, пытаясь эту руку согнуть. (Разумеется, Б должен стараться гнуть руку А в ту сторону, в которую предплечье естественно склоняется к локтю). Поскольку рука А уже заметно согнута, то, если сила Б будет равна или больше силы А, ему не составит труда согнуть руку А дальше.

Затем А принимает ту же позицию, но на этот раз раскрывая ладонь вместо сжимания кулака и не производя никакого усилия в руке, и думает о своей руке как о пожарном брандспойте, через который под напором вытекает его ум (дух, поток сознания, Ки) и простирается до границ Вселенной. До тех пор, пока не прекращается этот поток мысли, не так уж и важно, насколько силен Б: он все равно не сможет согнуть руку А. Так как сила его ума направлена туда же, куда указывает и рука, ум и тело скоординированы. А когда ум и тело скоординированы, Ки проявляется сама. В Айкидо это называют «излияние Ки». Оренаи-тэ — «Несгибаемая рука» не зависит от положения руки и того угла, на который она была предварительно согнута. Если вы поддерживаете излияние Ки, ваша рука всегда несгибаема.
Когда вы изливаете свою Ки через руку, то противнику трудно ее согнуть, хотя вы и не вкладываете в нее никакой силы. Однако постоянно вкладывать силу в свою руку не может никто. К тому же если вы сильны только до тех пор, пока вкладываете силу, это вряд ли поможет вам, если что-либо случится с вами внезапно.

Например, вы прогуливаетесь, и кто-то толкает вас плечом. Если вы втягиваете вашу Ки или ваш ум волочится позади вашего тела, атакующий будет в состоянии столкнуть вас или даже сбить с ног. Если вы изливаете свою Ки и ваш ум впереди вашего тела, встречный не только не сможет оттолкнуть вас, но вместо этого он сам будет отброшен назад при столкновении.

(*) Такие как Сила, Энергия, Мощь (примеч. перев).

ж. «Спортивная жизнь России» №2 1992 с.31