У страха глаза… примитивны

Рисунки пещерных людей, идолы людей каменного века — все это утонченные любители искусства некогда объявляли примитивным, утверждая, что схематичные фигурки и лица — результат неумения или даже умственной отсталости их создателей. Сейчас антропологи установили: эти особенности первобытного творчества имеют свое психологическое объяснение.

Доктор Аннелизе Понтиус с медицинского факультета Гарвардского университета исследовала мышление множества современных охотников и собирателей — канадских эскимосов, индейцев Амазонки. По ее мнению, незамысловатость первобытного искусства объясняется одним — страхом.

Наши далекие предки жили в суровом мире. «Племена охотников и собирателей находятся в непрерывном страхе, — считает доктор Понтиус. — Они постоянно чувствуют угрозу со стороны других племен, от животных. Когда солнце садится, все робко забиваются в свои хижины». Чтобы работать быстрее в опасных ситуациях, мозг как бы «срезает угол», ищет самую короткую дорогу. Для скорости мозг использует при обработке информации подкорку, иными словами — мыслит подсознательно. Для понимания происходящего подкорке требуется всего четверть секунды. «Если ваша жизнь под угрозой, четверть секунды порой означает жизнь или смерть, — разъясняет Аннелизе. — Любой мыслительный процесс идет сначала через подкорку и, если он более сложен и детален, попадает в кору мозга. Чтобы убежать от змеи или узнать лицо врага, утонченные размышления совсем не нужны. И вот такая «короткая дорога» для мозга становится привычной». Именно привычкой «серого вещества» работать очень быстро и почти бессознательно даже в мирной ситуации и объясняется, по мнению Аннелизы, простота искусства пещерных людей.
Для проверки функций мозга туземцев Аннелизе применяла очень простой тест: она просила испытуемых нарисовать лицо человека анфас. «Подобная проверка идеальна для оценки этих функций в больших группах умных, но неграмотных людей», — разъясняет доктор Понтиус.

Понтиус обнаружила, что представители племен, которые находятся на уровне каменного века, обычно рисуют лица гораздо проще, чем европейцы. Но, как оказалось, это не зависит от культурного уровня: точно такие же «рожицы» изображают и очень маленькие дети, и дислексики — больные, которым определенные нарушения не дают возможности научиться читать. Образованные люди, как правило, делают переносицу уже, чем кончик носа, обязательно рисуют брови, в то время как неграмотные люди и дислексики таких деталей не различают. Согласно последним гипотезам, причина дислексии кроется именно в определенных нарушениях в работе подкорки.

По профессии Аннелизе Понтиус — детский психолог. Она полагает, что ее теория может объяснить, почему дети из неблагополучных районов не успевают в учебе: они просто встревожены и напуганы, и это вынуждает их постоянно использовать подсознание. «Меня глубоко тревожат сообщения о высоком уровне насилия и присутствии полиции в школах, — говорит Аннелизе, — и, быть может, мои тесты будут там полезны. Ведь огромный уровень неграмотности среди школьников в неблагополучных районах может объясняться как раз их «напуганностью».

Однако, по ее словам, она еще не тестировала отстающих учеников и даже не собирается это делать. «Честно говоря, не решаюсь, — сказала она в интервью корреспонденту Рейтер. — Это слишком опасно».

Кира Третьякова.
г. «Правда пять» 11.7.1998 с.3

Добавить комментарий